Мы поможем решить ваши проблемы с отоплением дома! Задать вопрос

TheSenyaDit Блог Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Виды терморегулирующих устройств в автомобиле

Давайте подробнее поговорим о различных видах автотермостатов с учетом особенностей их конструкции. Двигатель может быть оборудован различными вариантами исполнения терморегулятора, среди которых отмечают:

  • термостат с одним клапаном (одноклапанный);
  • двухступенчатый термостат;
  • устройство с двумя клапанами (двухклапанный термостат);
  • термостат с электронным управлением;

Одноклапанный, двухклапанный и двухступенчатый термостат

Решение с одним клапаном  отличается простотой конструкции и связанной с этим надежностью. Автопроизводители по всему миру отдают предпочтение такому виду конструкции и оборудуют большинство своих автомобилей именно таким устройством.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиTheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Отдельным видом термостата с одним клапаном является двухступенчатая конструкция. Установка такого решения обусловлена тем, что некоторые системы охлаждения в процессе работы создают очень высокое давление охлаждающей жидкости. Клапану термостата сложно преодолеть такое давление. По этой причине конструкция двухступенчатого терморегулятора получила решение, которое подразумевает наличие двух тарелок клапана, которые называют малой и большой. Первой в термостате открывается малая тарелка, которой необходимо заметно меньшее усилие для преодоления созданного в системе давления. Малая тарелка открывается легче, а уже при открытии взаимодействует с большой тарелкой и попросту тянет её за собой. Открытие большой (основной) тарелки термостата до конца открывает канал прохода охлаждающей жидкости.

Если в первом случае термостат имеет один клапан с двумя тарелками, то двухклапанный регулятор получил два отдельных клапана, которые находятся в едином корпусе. Первый клапан является основным и служит для перекрытия большого круга при движении охлаждающей жидкости в системе. Второй клапан является перепускным и отвечает за циркуляцию жидкости по малому кругу. Работа клапанов синхронизирована. Когда один из них перекрывает канал ОЖ, другой осуществляет открытие нужного контура. Указанная конструкция термостата нашла широкое применение в конструкции легковых авто и грузовиков, которые являются продуктами автоиндустрии из стран СНГ.

Устройство с электронным управлением

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиTheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Наиболее совершенным и относительно сложным конструктивно, но при этом максимально точным и эффективным является терморегулятор, оборудованный управлением при помощи электроники. Главным преимуществом такого устройства является обеспечение разных температурных показателей для достижения оптимальной температуры применительно к динамично изменяющимся режимам работы двигателя в процессе его работы.

Конструкция  устройства напоминает обычный термостат с одним клапаном, но в его термоэлемент добавлено дополнительное нагревательное сопротивление. Управляет нагревом указанного сопротивления электронный блок управления двигателем (ЭБУ). Благодаря такой конструкции становится возможным реализовать гибкий температурный режим. Поддерживается показатель 95-110°С при небольших нагрузках на мотор и 85-95°С при максимальной нагрузке. Основным достижением от применения электронного устройства является ощутимое снижение расхода горючего, а также небольшой прирост мощности на «низах» за счет лучшего охлаждения воздуха на впуске.

Встречаются также двигатели, которые имеют сразу два термостата в системе жидкостного охлаждения. Такие системы называют двухконтурными. Один термостат в такой системе контролирует температуру в контуре головки блока цилиндров и отвечает за поддержание в нем показателя на отметке 87°С. Второй терморегулятор находится в контуре блока цилиндров.

Температурный порог в области БЦ выше и находится на отметке 105°С. Такая реализация управления температурой в системе охлаждения нашла применение в конструкции высокопроизводительных турбомоторов и обеспечивает итоговый прирост мощности силового агрегата за счет улучшенного охлаждения воздуха.

Назначение и принцип работы термостата

Перед тем как ответить на вопрос какой терморегулятор выбрать для теплого пола нужно разобраться с его назначением и спецификой работы. Его главная задача – это поддерживание определенной температуры, которая комфорта для людей. Принцип его работы основан на включении системы подогрева при достижении напольной поверхности определенной температуры.

При нагреве пола до заданного значения она отключается. При падении температуры хотя бы на один градус термостат снова включается в работу. Это небольшое устройство не только поддерживает поверхность пола на одном температурном уровне, но при этом экономит электроэнергию.

Поддерживание определенной температуры – это не единственная цель работы терморегулятора. С его помощью хозяин может обогреть все помещение при отключении центрального отопления или в холодные зимы, когда батареи с нагревом воздуха в комнате не справляются.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Принцип действия термостата с твердым наполнителем

Механический клапан является основным конструктивным узлом, выполняющим распределение потоков антифриза. Управляется он термочувствительным элементом, в качестве которого очень часто используется искусственный воск, расположенный в герметичной камере. Его расплавление приводит к увеличению занимаемого объема. Воск сжимает резиновую камеру. Она, в свою очередь, воздействует на металлический хромированный шток. Задействованный клапан открывает либо закрывает ход для жидкости, что и является главным принципом того, как работает термостат.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиПример распределения потоков охлаждающей жидкости

Для большей стабильности работы термочувствительного элемента помимо гранулированного нефтяного воска могут быть использованы его смесь с графитовыми, медными или алюминиевыми мелкодисперсными частичками. Главным требованием является стабильное расширение при переходе из твердого в жидкое состояние и обратно. Это позволяет точно регулировать температуру работы двигателя, пуская жидкость в большой или малый круг. Термостат дизеля структурно аналогичен бензиновой версии двс.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиТермостат с твердым наполнителем

Появление и модернизация устройства

Одним из первых термостатов считается появление ртутного устройства для поддержания оптимального температурного баланса в инкубаторе для кур, который изобрел в 1620 году мистер Корнелий Дреббел из Великобритании.

Термостат активно используется в системе жидкостного охлаждения ДВС с 1922 года, когда появились первые  и относительно мощные установки с большим выделением тепла в процессе работы. На раннем этапе было несколько безуспешных попыток  применить устройство в системе охлаждения. Далее конструкцию усовершенствовали,  инженеры подобрали оптимальные  материалы изготовления и добились таких характеристик и надежности, что термостат стал повсеместно используемым элементом в жидкостной системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

В системах охлаждения автомобилей используют два вида термостатов. Существуют решения с твердым или жидкостным наполнителем. Гелевый термостат для автомобильной жидкостной системы охлаждения двигателя был изобретен французом по имени Серж Вернье в 1963 году. Компания Vernet специализируется на производстве термостатов и сегодня, а продукция этого бренда пользуется заслуженным авторитетом на рынке автозапчастей для различных марок автомобилей по всему миру.

Наполнитель термостата

Термостат может иметь различные виды наполнителя в основе своей конструкции. Мы уже упоминали, что выделяют жидкостной наполнитель и твердотельный. Принцип работы и устройство этих решений практически одинаково. Отличия заключаются только в повышенной герметизации жидкостной конструкции, а также в индивидуальных физических свойствах самого наполнителя и его чувствительности к температурным колебаниям зависимо от состава.

Современные двигатели получили такой тип устройства, который имеет в основе твердый наполнитель. Под таким наполнителем стоит понимать основной термоэлемент, который внутри термостата находится изначально в твердом физическом состоянии.

Функции и место расположения

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиTheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

После того как мотор выходит на оптимальную  рабочую температуру, становится необходимым поддерживать этот показатель в строгих рамках до самого момента остановки двигателя, а в ряде случаев и некоторое время после прекращения работы  ДВС. Главной задачей устройства является контроль и распределение потока нагретой жидкости охлаждения внутри системы по отводу тепла от двигателя.

Термостат может быть расположен в различных местах, зависимо компоновки двигателя в подкапотном пространстве, а также место его установки напрямую зависит от модели силового агрегата. Также на место установки устройства влияют и конструктивные особенности реализации самой охлаждающей жидкостной системы. В большинстве случаев термостат находится в месте выхода охлаждающей жидкости из головки блока цилиндров. Вторым наиболее распространенным местом его установки считается вход центробежного насоса охлаждающей жидкости (помпы).

Электронные термостаты для котлов отопления

Для того чтобы полностью автоматизировать отопительную систему, устанавливается электронный регулятор температуры, который «берет на себя» все процессы, происходящие как в котле, так и в окружающей среде.

Как правило, большинство подобных устройств состоят из выносного датчика с дисплеем, который устанавливается в комнате и регулирующего элемента, отвечающего за работу котла. Сфера применения этих приборов довольно широка: это может быть, как регулятор комнатной температуры для газового котла, так и для оборудования, работавшего на твердом топливе или электричестве.

Сегодня на рынке представлены следующие модели электронных термостатов:

  • Устройства с таймером, в задачу которых входит не только отслеживание температуры воздуха, но и ее изменения в зависимости от времени суток. Эта функция особенно подходит тем потребителям, у которых в будние дни никого нет дома, поэтому можно выставить минимальную температуру нагрева помещения, которая станет повышаться к моменту возвращения людей с работы. Подобная услуга позволяет экономить до 50% энергозатрат.
  • Если требуется терморегулятор для электрического котла, то лучшим вариантом станет электронный аналог, в основе которого биметаллическая пластина. Она изгибается при подъеме температуры воздуха, перекрывая доступ электроэнергии к обогревателю. Когда температура опустится ниже запрограммированной, то пластина выпрямится, и ток снова «побежит» к электрокотлу.

Преимущества электронного терморегулятора для электрического котла или другого типа обогревателей:

  • Они управляются дистанционно, что позволяет менять настройки, не выходя из помещения и с учетом того, комфортно в нем находится или нет.
  • Управляющая панель монтируется в любой жилой комнате, главное, чтобы на нее не падали прямые солнечные лучи и рядом не было других нагревательных или охлаждающих устройств.
  • Возможность регулировки температуры воздуха с учетом времени суток.
  • Они намного быстрее реагируют на изменения в окружающей среде, чем их механические «собратья», допуская погрешность не более 0.5 градусов.
  • Значительная экономия энергоресурсов за счет быстрого реагирования на понижения/повышения температуры и произведение автоматических перенастроек.

Некоторые потребители находят недостатком электронных терморегуляторов для котлов (твердотопливные, газовые или электрические, не имеет значения) их стоимость, но с учетом всех функций, которыми они обладают и экономией, которою создают, это вложение денег окупается в течение одного отопительного сезона.

Для тех, кто желает не просто задать необходимые параметры регулятору температуры, но и отслеживать работу котла и обогрев дома, находясь на расстоянии, подойдут еще более дорогие и сложные устройства.

Термостат в утюге

Конструкция электрического терморегулятора, используемого для утюгов, включает в себя элементы (смотрите рисунок):TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

  1. Биметаллическая пластинка;
  2. Пластинка-контакт подвижная;
  3. Пружина пластинки-контакта;
  4. Ручка термостата;
  5. Шайбы-изоляторы;
  6. Пластина-контакт неподвижная;
  7. Утюжная подошва;
  8. Регулировочный винт.

    Пластина в термостате утюга состоит не из одного, а из двух, спаянных между собой металлов. Ее так и называют – биметаллическая пластинка.В связи с разной способностью расширяться при нагревании пластина то сгибается, то разгибается, размыкая или замыкая контакт. Регулировать температуру утюга можно с помощью рукоятки, от положения которой зависит расстояние между контактом и пластиной. Если оно большое, то пластине нужно больше нагреться для изгиба (высокий температурный режим), если оно маленькое, то нагрев несильный (низкий режим).

Проверка работы термостата

В «домашних» условиях мы можем узнать, функционирует ли его клапан, датчик, в порядке ли само железо термостата. При этом снимать устройство с двигателя не обязательно. Наша задача заключается в поиске неисправностей и в проверке клапана: реагирует ли он на повышение температуры, в каком положении находится, открыт или закрыт. Зная, что такое термостат в машине, автомобилист сможет самостоятельно определить возможную неисправность.

Перед тем, как проверить термостат, нам нужно отыскать его под капотом и потрогать патрубки, которые отходят от устройства. Проходит работа по следующей схеме:

  1. Заводим мотор и ждем около 3 минут.
  2. Теперь трогаем шланг термостата, который идет к основному радиатору охлаждения.
  3. Этого времени не должно хватить для открытия клапана термостата. То есть если клапан холодный, то заслонка находится в закрытом положении. Если клапан нагревается, значит нарушена нормальная работа датчика – неисправность удалить можно заменой.
  4. Проверив закрытую заслонку, переходим к открытию. Для этого ждем уже 5 минут и снова трогаем шланг, идущий к радиатору. При нормальной работе он станет горячим, значит термостат направил охлаждающую жидкость по большому кругу – устройство работает.

Как проверить работу термостата под капотом мы уже знаем. Но существует ещё один метод проверки, который можно провести в домашних условиях. Для этого необходимо полностью отсоединить устройство и поместить в кастрюлю (подойдет и другая емкость) с водой. Теперь включаем газ и ждем полного кипения. Изначально клапан должен быть закрыт, но после кипения он откроется. Этот метод не только покажет, функционирует ли агрегат или нет, но и наглядно продемонстрирует принцип работы терморегулятора.

Внешний вид и классификация

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиНа рынке в сегменте теплых полов представлен огромный выбор терморегуляторов, поэтому можно выбрать прибор любого цвета и формы, с начинкой любой сложности и стоимости.

Термостаты для теплого пола бывают механические и цифровые. Электронными можно управлять кнопками, с помощью пульта управления дистанционно или с сенсорной панели.

Некоторые электронные терморегуляторы можно программировать, а есть простые – с кнопкой включения и выключения.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиСуществуют приборы со шкалой выбора нужной температуры и с дисплеем показаний на данный момент времени.

Недорогие механические терморегуляторы надежны, в случае поломки поддаются ремонту.

Их основное неудобство – невозможность понять и увидеть, какая температура пола имеется в настоящий момент. Только прикосновением можно проверить, работает ли система.

Самыми востребованными у продавцов считаются простые электронные терморегуляторы с дисплеем и датчиком пола, потому что они сравнительно недороги, надежны и управлять ими могут даже пожилые люди.

На простых цифровых терморегуляторах с дисплеем, всегда можно увидеть текущую температуру обогрева.

В комплект теплого пола входят датчики температуры теплого пола и воздуха, вместе и по отдельности, а также инфракрасные.

Двухуровневый (с двумя типами датчиков) терморегулятор в некоторых случаях более экономичен, потому что он не позволяет комнате перегреваться, так как контролирует температуру не только нагревательных элементов, но и температуру воздуха в помещении, и отключается при достижении оптимальной температуры любым из датчиков.

Инфракрасные датчики хороши тем, что их не обязательно крепить на полу — можно монтировать на большом расстоянии от термостата и использовать для настройки всей системы обогрева. Рекомендуются для ванных, саун, душевых и других помещений, где бывает высокая влажность.

Инфракрасные датчики лучше использовать в помещениях с повышенной влажностью (сауна, душевая и т.д.). а сам термостат располагать в сухом месте, чтобы влага не повредила прибор.

  • по методу установки — внутренние и внешние,
  • по «начинке» — цифровые и аналоговые.

Цифровые датчики отличаются большей точностью, не так подвержены искажению данных от разного типа помех.

Датчики для определения температуры воздуха или термостаты со встроенным датчиком располагают обычно в немного затемненном месте, подальше от источников тепла и вне зоны, нагреваемой прямыми попаданиями солнечных лучей, на высоте примерно полтора метра.

Внутренние датчики, располагаются в толще пола рядом с нагревательным кабелем, матами или пленкой. Данные с этого датчика передаются на монитор прибора.

Подключать датчики температуры можно напрямую к терморегулятору или расположить между ними коммутационную коробку.

Может ли работать теплый пол без терморегулятора?

Можно обойтись, но это неэффективно, потому что функцию прибора придется взять на себя и включать или отключать всю нагревательную систему вручную.

Выход терморегулятора из строя или его отсутствие сразу же приводит к перерасходу электроэнергии, а порой и к поломке в самой системе обогрева.

Поэтому лучше заранее оценить предстоящий режим работы теплого пола и приобрести в каждое помещение прибор с необходимыми функциями.

Экономичность терморегулятора

Экономия энергии при использовании терморегулятора зависит от типа прибора и достигает 70%.

Обычно для маленьких помещений (ванная, туалет) выбирают простой механический или электронный терморегулятор с минимумом функций. Помещение используется не по графику, там должно быть тепло и днем и ночью.

В больших помещениях гораздо эффективнее использовать программируемый терморегулятор, осуществляющий контроль по нескольким параметрам в разное время суток.

Чем больше параметров задействовано, тем большую, экономию электроэнергии можно получить.

Исследования показали, что терморегуляторы дают разную экономию:

  • Непрограммируемые — до 30%,
  • Программируемые — до 70%.

Холодильный терморегулятор

Устройство терморегулятора холодильника несколько отличается от того, что применяется в других системах. Это связано с особенностями строения камеры и ее назначением (охлаждать, а не нагревать).

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиКонструкция включает в себя (смотрите рисунок, где представлено устройство терморегулятора холодильника Т-110):

  1. Термическую систему;
  2. Пружину;
  3. Ползунок;
  4. Гайку;
  5. Винт регулировочный 1;
  6. Корпус термостата;
  7. Колодка;
  8. Винт регулировочный 2;
  9. Пружину для перебрасывания;
  10. Пружину контровочную;
  11. Рычажное устройство;
  12. Ось.

Конструкция различных моделей холодильников может отличаться между собой. Но у них можно выделить общие элементы:

  • Узел резкого замыкания. Необходим для защиты контактов от выгорания, которое свойственно процессам замыкания в электрической цепи. Подвижные контакты располагают не на силовом рычаге, а на другом, соединенным с ним с помощью пружины. При повороте силового рычага контакт не движется (цепь еще замкнута). Затем пружина резко меняет положение и размыкает цепь (или замыкает);
  • Узел, изменяющий температурный режим. Состоит из пружины и винта, перемещающего гайку. От натяжения пружины зависит объем подачи фреона – охлаждающей жидкости;
  • Узел, предназначенный для настройки дифференциала – устройства, ограничивающего ход силового рычага. Он определяет, при какой температуре цепь будет замыкаться, а при какой – размыкаться. Например, при установленной температуре в холодильнике в 3 градуса, цепь будет размыкаться при достижении 2,7 градусов. А при 3,3 цепь будет замыкаться вновь. Диапазон можно сделать больше или меньше.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиНа рисунке видно, что от термической системы отходит трубка, которую заполняют рабочей средой. Это фреон или хлорметил. Трубку встраивают в холодильные и морозильные камеры. Причем так, чтобы жидкая фаза находилась в конце трубки (в морозильнике), а пары вещества – в начале. Температура жидкой фазы всегда ниже паров одного и того же вещества. Поэтому в морозильнике шкала термометра всегда ниже нуля, а в холодильнике – выше.

Принцип действия

Принцип работы терморегулятора холодильника следующий:

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

  1. Если в трубке температура понижается, то в термической системе давление паров рабочей среды понижается. Тогда гофрированная часть сильфона сжимается, отчего силовой рычаг относительно оси начинает вращение. Это приводит к размыканию цепи;
  2. Если температура растет, то внутри термической системы давление паров растет. От этого внутри сильфона расширяется гофра. Рычаг начинает движение в обратную сторону, вращаясь вокруг оси. Это приводит к тому, что контакты замыкаются.

Монтаж терморегулятора теплого пола

Установка проводится соответственно его типу – накладные они или встраиваемые. Для скрытого варианта необходимо подготовить отверстие в стене. Монтаж прибора выполняют на стене на расстоянии 1,2–5 м от плоскости пола. Зона монтажа должна быть свободна от мебели. Для термостатов с датчиками рекомендованная высота значительно меньше – порядка 30 см. Подключение к сети выполняют либо через стандартную розетку, либо к электрощитку через отдельный кабель.

Как правило, схема бывает изображена на корпусе прибора, поэтому монтажные работы можно выполнять самостоятельно.

Инструкция к установке

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Работа термостата основана на сигналах датчика. В зависимости от зафиксированной термодатчиком температуры термостат отключает или включает подачу электроэнергии

Установка датчика

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Датчик и подводящие к регулятору провода любом случае укладываются в гофротрубку, которую заводят между нагревательными элементами – трубами, кабельными нитями и т. д. на расстоянии до 1 м от регулятора и подводят к стене, где он будет расположен. Для этого предварительно на полу и по стене пробивают шторбу вплоть до распаечной коробки. При таком способе монтажа датчик в случае неисправности можно легко извлечь и заменить даже из-под стяжки.

Внимание
Как правило, из-за резкого перехода в месте соприкосновения датчика с кабелем он цепляется за гофру, что создает определенные трудности при его замене. Поэтому рекомендуется обматывать эти места изоляционной лентой.

 Как подключить терморегулятор

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Термостат устанавливают после окончания работ по укладке полов.

  • В месте монтажа делают углубление в соответствии с габаритами его корпуса. Если это накладная модель, то выполняют разметку стены, снимают переднюю панель и закрепляют устройство.
  • Затем подключают провода датчика к термостату. Чаще всего его выходы подсоединяют к двум контактам, маркированными литерой «С». Обычно способ соединения цепи датчика с клеммами бывает описан в паспорте.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

  • К регулятору, как правило, кроме двух проводов датчика подключаются еще фазу и ноль, заземление к клеммам, обозначенным соответственно L или F и N, заземление и холодные концы кабелей нагревательных контуров.
  • Устанавливают термостат на стену.

Внимание
В условиях повышенной влажности термостат рекомендуется устанавливать в соседнем помещении

Отопительный терморегулятор

Регулировать температуру в помещении можно, вращая ручку шарового крана. Но он может находиться только в двух положениях: открыто или закрыто. Если кран закрыть не полностью, то конструкция потеряет герметичность из-за твердых частиц, содержащихся в носителе тепла, которые повреждают шарнир. Поэтому для систем отопления чаще используют специальный терморегулятор с механическим управлением.

В устройство терморегулятора отопления входят элементы (смотрите рисунок):TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

  1. Термический элемент;
  2. Термический перекрывающий клапан;
  3. Шкала настроечная.
  4. Чувствительный к изменению температуры элемент;
  5. Разъемное соединение;
  6. Шток передающий;
  7. Клапан от золотника;
  8. Компенсаторное устройство;
  9. Накидная гайка;
  10. Кольцо для фиксации;

Сложная конструкция свойственна и для термического элемента, который называют сильфоном. Это цилиндр с гофрированными изнутри стенками. Полость заполнена газом или жидкостью – рабочей средой, способной реагировать на изменение температуры вокруг. Именно этот элемент обусловливает принцип работы терморегулятора отопления.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Принцип действия

Принцип работы терморегулятора отопления основан на свойстве веществ увеличиваться в объеме при нагревании и уменьшаться при остывании. Термодатчик реагирует на изменение температуры снаружи конструкции. А каждому ее значению соответствует некоторое давление рабочей среды, которая заполняет полость сильфона.

Возможны два варианта действия:

  • Температура превысила установленное потребителем значение. Тогда сильфон растягивается от увеличения объема рабочей среды. Это заставляет перемещаться шток, от которого зависит работа перекрывающего клапана. Поток теплоносителя уменьшается, и температура падает;
  • Температура стала ниже установленной потребителем. Тогда сильфон сжимается, поскольку объем рабочей среды в нем уменьшается. Шток начинает двигаться в обратном направлении, приоткрывая клапан. Поток теплоносителя увеличивается, отчего температура начинает расти.

Эти два процесса постоянно сменяют друг друга. Современные терморегуляторы позволяют реагировать на изменение температуры в пределах одного градуса и даже десятых его долей. Для человека такая температурная разность несущественна, и он не заметит периодического повышения и понижения.

1 Отличия от электронных приборов и термостата

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Существует две основные разновидности приборов. Они могут быть электронными или механическими. Каждый из видов подразделяется на несколько подвидов. Электронные терморегуляторы работают от электричества. Их основными компонентами являются электронные микросхемы. Главные составляющие механических приборов — датчики с разной технологией срабатывания. Однако, несмотря на разную технологию срабатывания, в основу каждого из них положен один и тот же принцип работы термореле.

Чтобы понять суть работы механического прибора, необходимо знать, как изменяются физические свойства различных веществ. Как известно, по законам физики почти все вещества увеличиваются в объеме, если их нагревать и, наоборот, уменьшаются в объеме при охлаждении. Вещество, которое является исключением — вода. Молекулы воды при нагревании и охлаждении ведут себя иначе по сравнению с молекулами других веществ. Вода при нагревании, наоборот, уменьшается в объеме, а при охлаждении расширяется. В основу принципа действия механических приборов для регулировки температуры положено как раз такое свойство. Оно называется термическим расширением.

Необходимо также знать об отличиях термостата от терморегулятора, которые кажутся одинаковыми приборами. Первый нужен для измерения и регулирования температуры воздуха в помещении, а термостат — это устройство, основная задача которого — защищать аппараты от перегрева.

Плюсы ручного терморегулятора

Хотя некоторые потребители считают эти устройства примитивными, они обладают рядом весьма привлекательных и полезных свойств:

  • Ручные термостаты небольшого размера и потому практически не привлекают внимания.
  • На приборах с индикаторным экраном легко устанавливать нужные температурные параметры.
  • Их установка занимает всего несколько минут, а эксплуатация не требует каких-либо дополнительных профилактических работ или технического обслуживания.
  • Даже такое простое устройство с минимальным количеством функций способно создать комфортные условия для жизни, минимизируя затраты на отоплении.
  • Температурный диапазон от +5°C до +27°C позволяет ставить термостат на минимум, когда жильцы уезжают или фиксировать на средних параметрах, когда их нет целый день дома.
  • Механический терморегулятор создает равномерную подачу и обеспечивает одинаковый нагрев всех радиаторов в контурной отопительной цепи.

Эти устройства можно использовать, как в работающей отопительной системе со старыми или новыми батареями, так и вносить в план при установке автономного обогрева.

Устройство и принцип действия

Предлагаемые на рынке приборы имеют одинаковую конструкцию. Функционируют они тоже по единому принципу. Главные узлы:

  • клапан;
  • термоголовка со штоком и сильфоном.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиTheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиTheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Последний из элементов съемный. К одному клапану можно подключить разные термоголовки. Устройство электронного аналога несколько сложнее: конструкцией предусмотрен микропроцессор, ответственный за регулировку температуры в комнате. Принцип работы терморегулятора основан на изменении сечения просвета клапана. Чтобы нормализовать микроклимат в помещении, нужно уменьшить объем теплоносителя, который попадает из трубы в радиатор.

Термоклапан соединен с головкой посредством накидной гайки и штока. Последний из элементов перемещается внутри конструкции под воздействием нагрузки, оказываемой средой в сильфоне (газ, жидкость). При нагреве происходит расширение вещества. Давление внутри головки растет. В результате шток опускается, частично или полностью перекрывая просвет в клапане.

TheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправностиTheSenyaDit                             Блог                                 Автомобильный термостат. Принцип работы и неисправности

Когда воздух в помещении охлаждается, настройки терморегулятора меняются вручную или в автоматическом режиме. Если установлен прибор, оснащенный сильфоном, шток возвращается в исходное положение после того, как характеристики рабочей среды изменятся. Электронные устройства взаимодействуют с термостатом. Этот элемент часто встраивается в конструкцию терморегулятора. Существует и другой вариант: устанавливают термостат на батарею отопления.

Рынок предлагает и более простые терморегуляторы – механического типа. Они оснащены вентилями и кранами. Подобные приборы отличаются примитивным устройством. Они содержат клапан, вентиль. Сильфон внутри конструкции отсутствует. Все действия по регулировке параметров теплоносителя и окружающей среды выполняет человек: если нужно, вентиль частично перекрывает просвет внутри клапана, что приводит к уменьшению объема теплоносителя. Когда воздух в помещении остынет, необходимо вернуть прибор в исходное положение.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (голосов пока нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *